Рекомендации для родителей "Игры для развития мелкой моторики"

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна для детей?

Если не прибегать к пространным научным терминам и сказать понятно и кратко, то мелкая моторика – это не что иное, как ловкость рук. Если присмотреться, то вокруг нас множество взрослых людей, у которых всё валится из рук, их движения неуклюжи и сами они, кажется, неповоротливы. Причины такого явления, как правило, уходят в раннее детство человека, когда развитию его мелкой моторики не уделялось должного внимания. Педагоги начальных классов нередко видят, что ребёнок, пришедший в первый класс, элементарно даже не может держать в руках карандаш, он не умеет вырезать, а в его прописях «красуются» одни каракули. Такому ребёнку учение даётся очень сложно, ведь дети с хорошо развитой мелкой моторикой схватывают всё буквально на лету, им легко учиться писать и читать. Таким образом, уровень развития мелкой моторики оказывает существенное влияние на общее развитие ребёнка, успешность его обучения в школе.

Почему так происходит? Потому что двигательные способности пальцев и головной мозг находятся в прямой зависимости друг от друга.

Взаимосвязь головного мозга и мелкой моторики

Кора головного мозга состоит из нескольких частей, каждая из которых за что-то отвечает. Есть в коре головного мозга такая часть, которая определяет двигательные характеристики. Третья доля этой части коры головного мозга занимает двигательные способности кистей рук и расположена совсем рядом с речевой зоной мозга. Именно поэтому можно говорить о том, что если у ребёнка плохо развиты пальчики, то от этого у него будет страдать речь и наоборот. В связи с этим ряд учёных называют кисти рук «органом речи», как и артикуляционный аппарат. Поэтому если вы хотите, чтобы у вашего ребёнка была хорошо развита речь, то следует тренировать не только органы речи, как таковые, но и мелкую моторику. Если у ребёнка речь развита плохо, то необходимы как занятия с логопедом, так и занятия на развитие двигательных способностей рук.

Мелкая моторика оказывает влияние не только на речь, но и на внимание, память, мышление и воображение. Таким образом, развивая пальчики ребёнка, мы способствуем развитию целого ряда важнейших свойств его психики. Ребёнок с хорошо развитой мелкой моторикой может самостоятельно одеваться, писать и рисовать, вырезать, выполнять бытовые и учебные действия.

Игры для развития мелкой моторики

 1.Упражнение с пипеткой

 Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости. Я   использовала в своей работе игрушки на присосках для ванны. Если перевернуть их обратной   стороной, то в присоски можно будет капать окрашенную воду пипеткой.

 

 2.Упражнение с пинцетом

 В те же самые игрушки с присосками пинцетом можно накладывать бусинки.

 

 

 3.Сортировка мелких предметов

 Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.

 

 

 4.Помпоны и пинцет

 Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки для льда.

 

 

 5.Коробочка с прищепками

 Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей   подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать это упражнение более   интересным и полезным, я наклеила круглые стикеры с буквами по краю коробки и написала   соответствующие буквы на прищепках. Задание состоит в том, чтобы найти и совместить букву на   прищепке с буквой на коробке. Можно заменить буквы цифрами или геометрическими фигурами.

 6.Болты и гайки

 Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт.

 

 

 7.Упражнение с дыроколом

 Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по   краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.

 

 

 8.Трубочки для коктейля

 Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит   в  том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.

 

 

 9.Рисунок из фасоли

 На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит   клей на линии от карандаша и наклеивает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль   тренирует мышцы кисти и пальцев.

 

 10.Сортировка семян

 Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета.

 

 

 11.Мозаика

 Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки   и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем. Это упражнение особенно хорошо   подходит детям, которые еще не умеют пользоваться ножницами.

 

 12.Скрепки

 Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку   листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.

 

 

 13.Зубочистка

 Взрослый заранее рисует на листе бумаги какую-нибудь букву, цифру или простой рисунок. После   этого лист бумаги кладется на ковер, и ребенок должен при помощи зубочистки проколоть дырочки по   контуру рисунка. Когда работа будет закончена, предложите ребенку посмотреть рисунок на просвет.

 

14.«Рыболов» - в ванну наливается вода, в неё помещаются нетонущие игрушки. Ребёнок должен их выловить из воды, используя небольшое сито.

 15.Наматывание ниток

 Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые   нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно   в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о   том,   как паук охотится на букашек.

 

 16.Переливание жидкостей и не только

 «Найди меня» - эта игра заключается в следующем. В небольшую ёмкость насыпается горох или   фасоль, туда же помещаются мелкие игрушки. Всё размешивается, и ребёнок должен найти на ощупь   игрушки. Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с   "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только   потом воду.

 17.Конструкторы и пластилин

 Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает   моторику.

 

 

Не зря существует выражение, что наш ум – на кончиках наших пальцев. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был умным и способным, то обратите пристальное внимание на развитие мелкой моторики. Старайтесь как можно больше заниматься с ребёнком дома. Используйте для этого каждую свободную минуту. Такие домашние занятия будут для вашего ребенка просто бесценны. Конечно, в детских садах также развивают пальчики детей, но этого недостаточно. Нужна ежедневная систематическая работа в данном направлении. Лучше пусть ребёнок лишний раз не сядет за компьютерные игры, не будет вечерами напролёт смотреть телевизор, заниматься бесполезными делами, а поиграет вместе с вами в игры на развитие двигательных способностей пальчиков.

Удачи,  вам в ваших начинаниях.

Дата создания: 16-09-2020
Количество просмотров: 307
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: