Игровая терапия – метод коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей дошкольного возраста, в основу которого положен свойственный ребенку способ взаимодействия с окружающим миром – игра.
Игра является для ребенка тем же, чем речь является для взрослого. В процессе игротерапии происходит создание личностных отношений между участниками группы, за счет чего снимается напряженность и страх перед другими людьми, повышается самооценка.
Игра закладывает основу дальнейшего развития ребёнка. Именно в игровой деятельности происходит развитие памяти, внимания, развитие коммуникативной сферы. Игровая деятельность носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.
Цель использования игровой терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Существует большое количество интересных занятий, которые Вы можете проводить дома и на улице с пользой для ребёнка.
Что можно делать с ватными шариками? Слепить из нескольких маленьких шариков большой шар. Пересчитывать ватные шарики, формируя счётные навыки. Удерживать ватные шарики на разных частях тела – голове, на плече или на носу. Ходить по квартире босиком, зажав шарики между пальцами ног. Положив шарики на стол, стараться их сдуть.
Изучаем цвета. Выберите любой цвет, например, красный, и сложите в ёмкость несколько вещей такого цвета. Назовите цвет игрушки, когда просите передать Вам ту или иную вещь. Например, «Дай красный мячик». Если ребёнок протягивает Вам красную машинку, скажите: «Правильно, это красная машинка. Давай поищем красный мяч». Когда ребёнок научится распознавать предметы одного цвета, можно усложнить задание, добавив предметы другого цвета.
Слушаем звуки. Помогите ребёнку научиться вслушиваться в окружающие его звуки! Послушайте вместе с ним, пытайтесь подражать. Как тикают часы? (тик-так). Как шумит вода? (с-с-с). Как гудит пылесос? (у-у-у). Можно включить аудиозапись «Звуки природы» (сюда могут входить звуки ветра, дождя, грома, скрип шагов по снегу, голоса животных и птиц).
Предварительно познакомьте ребенка с изображением некоторых животных и птиц, дайте прослушать запись с их голосами, подражайте им сами. Когда он научатся соотносить голоса животных с их образом, можно начать игру «Угадай по голосу». Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных и птиц (немного – 2-3). После прослушивания аудиозаписи ребёнок называет (или показывает – в зависимости от уровня речевого развития) животного, которому принадлежит голос. Хвалите ребёнка, проговаривая его выбор: «Молодец, правильно, это кошка. Кошка говорит: «Мяу». Как говорит кошка?». Ребёнок повторяет.
Помоги маме. Существует много домашних дел, в которых ребёнок может принять участие: собрать со стола ложки; сложить тарелки; закрыть кастрюли подходящими по размеру крышками; вытереть со стола; помыть чашки; разложить салфетки; достать необходимые продукты из холодильника. Попросите ребёнка: «Помоги мне!..» и озвучьте Вашу просьбу. Обязательно благодарите Вашего ребёнка, не скупитесь на ласковые слова!
Без весёлых игр и развлечений не обойтись! Можно пускать мыльные пузыри, играть в снежки из ватных шариков, а можно сделать ребёнку лёгкий массаж.
Весёлый массаж со стихами
Слова |
Действия |
Рельсы, рельсы |
проводите пальцем по спине полосы вдоль |
Шпалы, шпалы |
проводите пальцем по спине полосы поперек |
Ехал поезд запоздалый |
провести по спине, или покачать, если он сидит у Вас на коленях |
Из последнего окошка Вдруг посыпался горошек |
легкое постукивание пальцами по спине |
Пришли куры – поклевали, |
постучите тремя пальцами по спине |
Пришли гуси – пощипали, пощипали |
лёгкое пощипывание |
Пришёл слон – потоптал |
аккуратно постучать по спине кулаками |
Пришёл дворник, всё подмёл |
погладить спину |
Когда Вы уделяете своему ребенку достаточно времени, играете с ним много и разнообразно, он не только развивает речь, память, внимание, мышление, но и учится контролировать свое поведение, планировать деятельность, играть самостоятельно.
Выбрав время поиграть с ребёнком, Вы делаете подарок не только ему, но и себе - счастливые минуты общения со своими детьми!