Что такое фонематический слух и как его развивать?

Что такое фонематический слух и как его развивать?

 

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фоном (звуков) данного языка.

Фонематический слух – важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение услышать каждый отдельный звук в слове, четко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте. Нарушение фонематического слуха мешает детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматической стороной речи, тормозит развитие связной речи.

При несформированности звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал.

Таким образом, проблема развития у детей фонематического слуха является одной из важнейших при подготовке детей к освоению грамоты. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4-5 лет. У ребёнка не сформирован или недостаточно развит фонематический слух? Что делать? Как его развивать? Конечно же, играючи! Работа по формированию фонематического слуха включает задания на развитие слухового внимания и слухоречевой памяти.

У ребёнка развивают умение слышать звучащее слово, дети учатся слышать звуки, из которых состоит слово; различать близкие по звучанию фонему (звуки); знакомиться с понятием слога, ударения, предложения, текста.

Слуховое внимание детей можно развивать, используя такие игры:

«Какие звуки нарушают тишину?»: помолчать и прислушаться к звукам, которые нас окружают, а потом назвать их (например, скрипнула дверь.)

«Кто услышит больше звуков?»: назвать как можно больше звуков, которые ребёнок слышит сейчас, соревновательный характер этой игры вызывает интерес у детей.

«Назови звуки улицы (леса и т.п.)»: игра способствует развитию не только слухового внимания, но и развивает память.

«Жмурки с колокольчиком».

Для развития фонематического слуха можно поиграть с ребёнком в такие игры:

Игра «Эхо»: взрослый обсуждает с ребёнком, что такое эхо и где с ним можно повстречаться. Затем резюмирует: невидимка – эхо всегда повторяет то, что ему говорят. И предлагает поиграть в эхо. Сначала называются по очереди несколько простых слогов, слов (ау, ау, мама), а потом переходят к повторению более сложных слогов: па-ба, па-ба-па, ка-га, ка-га-ка (ребёнок должен в точности воспроизвести весь слоговый ряд). Постепенно, можно переходить не только к сложным слогам, но и к словам, стихотворным строчкам.

«Живая азбука»: карточки с изображением буквенных пар раскладываются перед ребёнком на столе изображением вверх: З-Ж, Ч-Ц, Л-Р, С-Ц, Ч-С, Щ-С, С-З, Ш-Ж (по одной паре). На других карточках изображены предметы. Ребёнок должен выбрать предметы, названия которых включают ту или иную букву, и разложить их по кучкам. Освоив «карточный» комплекс предметов, можно переходить к усложненному варианту – отыскивать в помещении (в квартире, в доме) те предметы, в названии которых есть заданный звук.

«Перевозим грузы». В игрушечных грузовиках (или нарисованных), каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин (или к маме).

«Кто больше?»: кто больше придумывает слов на заданный звук.    В лесу живёт фазан. По реке плывёт сазан.

Заяц спрятался за кочку. Огурцы положим в бочку.

Зимой наденем шапки. В квартире носим тапки. На обед дали вкусный салат. У Алёнушки новый халат.

В облаках летала чайка. На столе лежала сайка.

«Цепочка»: называется слово, например, автобус, а ребёнок определяет последний звук в слове и подбирает новое слово, начинающееся с этого звука.

«Путаница». Взрослый называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить. Например:

Русская красавица своею козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в точку он воды налил.

«Третий лишний звук»: ориентируясь на начало слова, найти лишнее слово (например, зуб, зонт, суп.)

«Назови лишнее слово»: взрослый и ребенок вместе загадывают какое-то слово, например, «гора». Взрослый будет повторять это слово, несколько раз, а потом вместо него скажет какое-то другое слово, похожее на него. Задача ребёнка услышать это другое слово и назвать его. Далее игра начинается. Взрослый говорит (проговаривая по 1 слову в секунду): гора, гора, гора, гора, нора, гора, гора, гора, гора, нора.

Можно другие подобрать ряды таких слова, например: голос, голос, голос, голос, колос, голос, голос, голос, голос, колос. Коса, коса, коса, коса, роса, коса, коса, коса, коса, роса. Рама, рама, мама, рама, рама, рама, лама, рама, рама. Коробок, коробок, коробок, колобок, коробок, коробок.

Можно использовать двустишия со словами – паронимами.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия; пусть ребенку будет весело и интересно!

Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному; не перегружайте ребёнка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете и в развитии внимания, а также памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

Специалист по

комплексной реабилитации

Крючкова Е.А.

Дата создания: 01-03-2022
Дата последнего изменения: 01-03-2022
Количество просмотров: 92
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте: