БУЛЛИНГ ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ. КАК РАСПОЗНАТЬ И ЧТО ДЕЛАТЬ
Буллинг (от англ. bullying – запугивание, физический и/или психологический террор в отношении ребенка со стороны группы одноклассников) – это форма жестокого обращения, когда физически или психически сильный человек или группа людей получает удовольствие, причиняя физическую или психологическую боль более слабому в данной ситуации человеку.
Наиболее часто жертвами насилия становятся дети, имеющие некоторые отличия от основной массы сверстников. Это может быть все что угодно: физические недостатки, болезнь, особенности поведения (замкнутость, чувствительность, застенчивость, тревожность, импульсивность). Причиной для буллинга могут стать и специфические особенности внешности, например, рыжие волосы, особая форма ушей, носа, головы, вес тела и т.д. Недостаточно развитые социальные навыки, такие как отсутствие друзей, недостаток опыта жизни в коллективе, «домашние» дети, дети со школьной фобией тоже могут быть замечены сверстниками и стать причиной насмешек. Поэтому ребенок с особенностями развития с большой вероятностью может попасть в ситуацию школьной травли.
Буллинг имеет несколько видов:
- вербальный (словесный) – это насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания и необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей, угрозы физической расправы, шантаж, угроза пожаловаться взрослым, перестать дружить, вымогательство, доносительство, клевета на жертву, оскорбления;
- социальное исключение - бойкот, отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой, т.е. с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой;
- кибербуллинг - публикация и распространение в Интернете оскорбительных текстов, видео и фотографий, угрозы, а также выдача себя за «жертву» в онлайн;
- физический – избиение, подзатыльники, порча и отнимание вещей, воровство и др.
Как понять родителям, что ребёнок стал жертвой буллинга?
Возможно, ваш ребёнок стал объектом буллинга, если он:
- неохотно идёт в школу и рад любой возможности не ходить туда;
- возвращается из школы подавленным;
- у ребенка снижается успеваемость;
- ребенок часто приходит с испорченными вещами;
- часто плачет без очевидных причин;
- никогда не вспоминает никого из своих одноклассников;
- очень мало говорит о своей школьной жизни;
- одинок (его никто не приглашает в гости, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе).
Что предпринять родителям, если ребенок подвергся буллингу?
- попытаться понять истинную причину травли: внешность ребёнка, особенности его поведения, плохая или отличная успеваемость, отсутствие статусных для детей предметов (мобильного телефона, дорогих вещей и т.д.).
- убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга;
- сообщите о ситуации классному руководителю, школьному психологу и сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации;
- если ребёнок пережил насилие, напуган и потрясён случившимся, оставьте его на один день дома, не водите в школу. При сильно пережитом стрессе попытайтесь перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу;
- ни в коем случае не игнорируйте случившееся с ребёнком и не пускайте ситуацию на самотёк. Успокойте и поддержите ребенка словами: «Хорошо, что ты мне сказал. Ты правильно сделал»; «Я тебе верю»; «Ты в этом не виноват»; «Ты не один попал в такую ситуацию, это случается и с другими детьми, но мне очень жаль, что с тобой это произошло». «Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность»;
- разговаривайте с ребёнком, обсуждайте ситуацию в спокойном и деловом тоне; выражайте сочувствие без оценок и комментариев. Дайте понять, что это всего лишь одна из проблем, для которой необходимо найти решение;
- расскажите о своём успешном опыте в решении подобных ситуаций, о случаях, когда другим детям удалось не обижаться и не злиться сильно;
- не спешите с требованиями «не будь слюнтяем», «дай сдачи». Многие дети не могут преодолеть страх и к тому же боятся вызвать неудовольствие папы, а потому перестают жаловаться и остаются со своей бедой один на один.
Что сделать, чтобы не допустить ситуаций травли?
- наладить контакты с учителями и одноклассниками;
- приглашать одноклассников в гости, особенно тех, кому он симпатизирует;
- повышать самооценку ребёнка; в случаях завышенной самооценки ребёнка объяснять ему, что это не надо показывать окружающим, что у любого человека есть и недостатки и достоинства; помочь ребёнку стать членом классного коллектива, а не просто ходить учиться;
- создать эмоционально-благоприятную атмосферу в семье. Для этого вовлекайте ребенка в совместные с вами дела (досуг, поездки, обсуждение проблем, чувств каждого из членов семьи). Восстановите или заведите семейные традиции и ритуалы (говорить спокойной ночи перед сном, поцеловать и погладить ребенка, пожелать хорошего дня утром перед школой, отмечать дни рождения, чаще обнимать и целовать);
- внимательно относитесь к эмоциональному состоянию ребенка.
психолог отделения социальной
реабилитации и абилитации детей
с ограниченными возможностями
Храмикова Т.А
Дата создания: 04-10-2021
Количество просмотров: 368